Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Кабардино-Балкарской Республике 
официальный сайт 
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Федеральному казначейству 15 лет

К 15-летию Федерального казначействаРуководитель УФК по КБР Леонид ЗРУМОВ: «Казначейство - гарантия от «тромбов» в финансовом обращении страны!»Из глубины вековКазначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея - должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля сохранности средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были; 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были; 3) Дабы доходы в целости сохранены были».Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата Российской империи на местах. Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевского восстания в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.Следующим этапом развития казначейства стали реформы АлександраI. В 1802 году им был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым наряду с другими создается Министерство финансов. Управление финансами в те времена было распределено между тремя ведомствами - Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России. Главными направлениями деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были: движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств; главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств; заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями; дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств; дела по составлению росписи доходов и расходов; дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы.Именно с 1821 года в Российской империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального (Департамента Государственного казначейства) до местных (губернских и уездных) казначейств. Любопытно, что основу преобразований 1862 года легли предложения видного финансиста В.Татаринцева, который утверждал: «В деле контроля главное - не проверка точности итогов, но проверка правильности самого распоряжения суммами. В цифрах и итогах могут быть ошибки, они, в сущности, не имеют большого значения, если распоряжение суммами было правильным. Система блюстительного контроля не дает удостоверения в этой правильности». Советский периодРазвитие органов казначейства в России было прервано Октябрьской революцией. Уже в первые дни Советской власти были созданы новые органы Управления, в том числе Народный комиссариат финансов республики (Наркомфин). Он овладел органами Казначейства в центре и на местах, они были расформированы и их функции получили новые финансовые органы. В губерниях свою деятельность развернули финансовые отделы исполкомов местных Советов, окончательно растворив в общем советском аппарате все старые финансовые органы.В 1917 году ЦИК принял декрет «О национализации банков». Частные акционерные банки и банкирские конторы были объединены с Государственным банком, который стал именоваться Народным банком Российской республики. Совнарком в октябре 1918 года принял постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках не только кредитное дело, но и финансирование всего народного хозяйства страны и всего государственного аппарата, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением.Кассовые функции казначейства отошли к местным отделениям Народного банка. В соответствии с новыми правилами, «все налоговые, сметные, кассовые и финансовые дела» возлагались на губернские исполкомы. Заведование финансовым делом принадлежало отныне губернским финотделам, которые работали под непосредственным руководством своих исполкомов, а в ведомственном плане были подчинены Наркомфину РСФСР. С небольшими реорганизациями эта система просуществовала весь советский период истории нашей страны. Возрождение в России органов казначействаС началом перехода на рельсы рыночной экономики в начале 1990-х годов бюджетные средства оказались в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета уже не являлось приоритетным направлением деятельности. Бюджетные средства превратились в кредитный ресурс для банков, в результате стали возникать постоянные задержки в зачислении налогов и сборов на бюджетные счета, в проведении бюджетных расчетов. Сроки прохождения денег до конечных получателей резко возросли. Правительство страны лишилось возможности контролировать движение бюджетных средств, что привело к увеличению объема их нецелевого использования.В середине 1992 года Россия оказалась в состоянии, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из-под контроля Правительства. Именно тогда было признано, что финансовые органы регионов, на которые изначально возлагались обязанности исполнения государственных финансов федерального уровня, исполнять бюджет не могут. К этому времени прекратил существование и Госбанк, для которого эта обязанность была приоритетной. Перед Центральным Банком России законодательно были поставлены иные задачи - организация денежного обращения и лицензирование банковской деятельности. В такой ситуации оставался лишь один путь решения проблемы - создание казначейской системы исполнения бюджета. 8 декабря 1992 года был подписан Указ Президента РФ №1556 "О Федеральном казначействе", в котором обозначались основные задачи вновь создаваемой структуры, а Правительству было поручено подготовить положение «О Федеральном казначействе Российской Федерации». Утверждено оно 27 августа 1993 года. В Положении уже детально были прописаны права, обязанности и некоторые казначейские технологии. Таким образом, в России была создана единая централизованная система органов федерального казначейства в составе Министерства финансов. Федеральное казначейство и его территориальные органы стали одним из важнейших инструментов повышения эффективности управления государственными финансовыми ресурсами.История органов казначейства в КБР17 мая 1996 года на основании Указа Президента РФ от 08.12.1992г. №1556 «О федеральном казначействе», постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.08.1993г. №864 было образовано Управление Федерального казначейства Минфина России по Кабардино-Балкарской Республике. В декабре 2004г. оно переименовано в Управление Федерального казначейства по КБР. Постановлением Правительства РФ в середине 1999 года была принята федеральная целевая программа «Программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы», в результате реализации которой Управление и подведомственные отделения были оснащены новейшей компьютерной техникой и оборудованием. Основной целью этой программы являлось развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля государственных финансовых ресурсов.В 2003 году, когда по всей стране начался переход на ведение лицевых счетов получателей средств федерального бюджета, в Кабардино-Балкарии был создан региональный узел связи для обеспечения обмена электронными документами с Минфином России и территориальными Управлениями казначейства, а также региональный центр сертификации, обеспечивающий криптографическую защиту и электронно-цифровую подпись электронных документов. Наше Управление уже в 2004 году получило аттестат соответствия требованиям по безопасности информации для своей автоматизированной системы и выделенной локальной вычислительной сети. В том же году был внедрен программный комплекс «Центр - КС», что позволило перейти на автоматизированный контроль исполнения «Порядка организации работы по доведению через органы федерального казначейства МФ РФ объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета». Во всех городских и районных отделениях Управления Федерального казначейства по КБР была задействована программа «Kassplan». Все заявки на предстоящий операционный день районные и городские отделения передают в Управление по электронным каналам связи.В настоящее время в рамках реализации проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации» начаты работы по созданию систем инженерного обеспечения информационно-вычислительного комплекса. Сдана в эксплуатацию электроподстанция для бесперебойного электроснабжения, на Интернет-сайте Управления создан раздел «Конкурсные закупки», что соответствует требованиям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На сегодняшний день отделения УФК действуют во всех районах и городах Республики.Оснащены они новейшей компьюторной техникой. Будни Управления Федерального казначейства по КБРВ настоящее время на территории Кабардино-Балкарии обслуживаются учреждения и организации, подведомственные 46 министерствам и ведомствам Российской Федерации. Учет средств федерального бюджета по расходам осуществляется на едином счете, открытом Управлению в ГРКЦ города Нальчика через 230 лицевых счетов распорядителей и получателей средств. В соответствии с нормативными требованиями денежные средства, полученные на расходный счет и неиспользованные в конце операционного дня, в полном объеме перечисляются на счет Федерального казначейства.В рамках реализации положений федерального законодательства об исполнительном производстве в Управлении утвержден порядок взаимодействия отделов Управления и его отделений по исполнению судебных актов судебных органов, предъявляемых к лицевым счетам учреждений всех уровней бюджетов, внедрен порядок учета, исполнения и хранения документов по исполнению судебных актов.В одном только 2006 году органами Федерального казначейства по КБР принято к исполнению 614 исполнительных документов на сумму 96,3 млн. рублей, из них оплачено 558 на сумму 64,4 млн. рублей, возвращено 56 на 31,9 млн. рублей.За этот же период получено и направлено на оплату отдельным категориям граждан РФ предварительной компенсации вкладов (взносов) в организациях государственного страхования 8,7 млн. рублей в соответствии с Соглашениями между Федеральным казначейством, Минфином России и ОАО «Росгосстрах». По государственным жилищным сертификатам принято и оплачено 2 жилищных сертификата на сумму 346,0 тыс. рублей в соответствии с положением о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.В соответствии с требованиями приказа Минфина России «Об утверждении правил учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета» принято на учет договоров по оплате коммунальных услуг на сумму 207,5 млн. рублей, из которых оплачено 99,6%. В 2006 году через органы Федерального казначейства по республике получателями средств Федерального бюджета было получено лимитов бюджетных обязательств на 5949,5 млн. рублей, из которых освоено 99,8%. Работа по организации электронного документооборота началась с июня 2006 года. На тот период 80% клиентов заявили о неготовности к переходу на систему электронного документооборота. Для реализации поставленной задачи была проведена разъяснительная работа с клиентами, администраторами доходов: организовывались учебные занятия, семинары-совещания, консультации, рассылались письма.С 21 июня 2001 года начали функционировать счета местных бюджетов, открытые в Управлении отдельно для каждого муниципального образования. Это дает возможность Правительству КБР, Минфину республики, получать от нас оперативную информацию об исполнении консолидированного бюджета Кабардино-Балкарии.Проведенные мероприятия позволили обеспечить кассовое обслуживание исполнения бюджетов муниципальных образований, вести единый централизованный учет по кассовым поступлениям в соответствующие бюджеты и кассовым выплатам из соответствующих бюджетов.В результате перехода на кассовое обслуживание исполнения бюджетов органами Федерального казначейства стало возможным внедрение единой методологии исполнения бюджетов всех уровней. Это также позволяет осуществить в полной мере финансовый контроль, возложенный на органы Федерального казначейства, усилить ответственность финансовых органов за обоснованность и правильность планирования, а также за исполнение бюджетов и формирование достоверной бюджетной отчетности. С момента принятия четырех общероссийских национальных проектов в области образования, здравоохранения, развития АПК и жилищного строительства, Управление Федерального казначейства по КБР обеспечивает финансирование этих программ.Учет поступлений в доход бюджетов всех уровней бюджетной системы контролируется 214 администраторами поступлений в бюджет, с которыми заключены соглашения об информационном взаимодействии. Все поступающие платежи в полном объеме зачисляются на единый доходный счет. За 2006 год и первое полугодие 2007 года перечислено в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды 11641млн. рублей. Из них в доход федерального бюджета - 19%, в республиканский бюджет - 44%, в местные бюджеты - 14%, в государственные внебюджетные фонды - 23%. Управление и 10 отделений Федерального казначейства по КБР успешно справляются с поставленными задачами, стоящими перед органами Федерального казначейства.В минувшем году повысили свою квалификацию 121 человек, в нынешнем году мы планируем направить на курсы повышения квалификации 106 человек, в том числе 69 - методом дистанционного обучения. Мы также продолжили работу по расширению системы электронного документооборота, подключив еще 75 клиентов - получателей средств федерального бюджета. Операционным отделом УФК по КБР проводится мониторинг своевременности зачисления денежных средств, перечисляемых Управлением ежедневно на подкрепление счетов по работе с наличными средствами, а также открытых отделениям в РКЦ и районных отделениях Сберегательного банка России. Кроме того, ведется анализ полноты освоения заказываемых средств на осуществление кассовых расходов Управлением и отделениями. В соответствии с постановлением Правительства РФ с 1 января 2007 года Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов. Новая функция Федерального казначейства - ведение федерального реестра государственных контрактов - ставит перед нашим Управлением сложные задачи, поскольку она, в настоящее время никак не связана с санкционированием расходов федерального бюджета. Но я уверен, что работники казначейства, непосредственно общающиеся с бюджетополучателями, окажутся на высоте, отстаивая интересы государства и его бюджетной системы. Ведь, как подчеркивал еще В.Татаринцев, главное - проверка правильности самого распоряжения суммами.